Задержки и отмены рейсов – обычная практика. Ежедневно сотни пассажиров по всему миру сталкиваются с этой проблемой, но к сожалению лишь малая их часть знает свои права и какие действия необходимо предпринять в подобной ситуации, чтобы получить компенсацию от авиакомпании.
Способов получить компенсацию от авиакомпании существует два:
1. Получить компенсацию от авиакомпании самостоятельно.
Этот вариант займет больше времени и потребует некоторых знаний, все из которых будут изложены в данной статье. В то же время данный способ более прибыльный так, как вы получите всю сумму компенсации без посредников.
2. Получить компенсацию от авиакомпании через посредника.
Наиболее быстрый и удобный вариант. Все, что нужно сделать – заполнить форму и ждать. Сервисы вроде Compensair и AirHelp и Refund выполнят работу за вас. Минус – посредники удержат порядка 25% комиссию за свои услуги.
Подробнее об этом читайте в статье Компенсации за отмену и задержку рейса через посредника.
В этой статье я опишу все, что нужно знать, чтобы получить компенсацию от авиакомпании самостоятельно.
Так что же делать, если ваш рейс отменили, задержали или вас на него не пустили?
Чья вина
В первую очередь необходимо установить причину изменений. Все авиалинии, базирующиеся в Европейском Союзе, регулируются статьями 5 и 7 кодекса гражданской авиации ЕС, авиакомпании РФ – статьями 794 и 795 кодекса РФ соответственно. Статьи очень схожи, поэтому рассмотрим их вместе.
Согласно статьям 5 кодекса ЕС и 794 в РФ, авиакомпания виновата в задержке или отмене рейса если:
- Экипаж или борт не готов к выполнению рейса
- Ошибки в расписании перелетов
- Пассажиру отказано в посадке. Так называемый овербукинг (англ. !!Overbooking!!). Зачастую авиалинии продают гораздо больше билетов на рейс, чем мест в самолете. Об этом феномене мы расскажем в отдельной статье.
- Перелет отменен из-за нерентабельности. На пример продано всего 5 билетов на борт вместительностью в 150 пассажиров.
- Все остальные ситуации, которые не описаны в статье 7 для ЕС и 795 для РФ.
Согласно статьям 7 кодекса ЕС и 795 кодекса РФ, авиакомпания не виновата в задержке или отмене рейса, но получить компенсацию от авиакомпании все равно можно (от авиакомпаний ЕС точно, как минимум за проживание и питание), если:
- Божественные проведения. (Я не шучу, именно так и указанно в статье 7 кодекса ЕС, в кодексе РФ такого пункта нет).
- Политическая нестабильность. Революции, захват власти и т.д.
- Война.
- Метеорологические условия.
- Угроза безопасности.
- Забастовки персонала аэропорта.
- Технические проблемы, связанные с форс-мажорными ситуациями. В моем случае это было попадание птицы в двигатель, сюда относятся молнии и сильный ветер. Но не волнуйтесь, компенсацию получить все равно можно.
Когда произошла задержка или отмена рейса.
1. Рейс был отменен или расписание изменилось за 24 часа и более, при этом вы были оповещены.
Авиакомпания обязана предоставить следующие варианты решения проблемы:
- Предложить компромиссный вариант. Это может быть перелет другой авиакомпанией или стыковочный перелет. Соглашаться вы не обязаны.
- Полный возврат потраченных на авиабилет средств в кодексах указывается, как Вынужденный отказ в РФ и Involuntary Cancellation в ЕС. При этом, если у вас был перелет авиакомпанией AirFrance из Варшавы в Нью-Йорк со стыковкой в Париже и задержан был только один из перелетов, вернуть средства можно за весь перелет, также и за обратный перелет, но только в случае, если весь перелет куплен одним билетом.
2. Об отмене рейса сообщили в аэропорту
В этом случае необходимо незамедлительно обратиться к сотруднику авиакомпании для разъяснения обстоятельств. Сотрудник обязан сообщить вам причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, а также держать вас в курсе всех изменений. Возможно вам предложат полететь другим рейсом, возможно и с пересадкой. Соглашаться вы также, как и в пункте 1 не обязаны.
Какую можно получить компенсацию от авиакомпании в зависимости от региона, в котором зарегистрирована авиакомпания.
Авиакомпании, зарегистрированные в Европейском Союзе.
В ЕС — самое лояльное, честное и прозрачное законодательство, регулирующее пассажирские авиа перевозки. Благодаря этому получить компенсацию от авиакомпании достаточно легко, да и времени это займет не так много, как в других странах. Плюс в том, что законодательство распространяется на все авиалинии стран Европейского Союза, то есть более сотни авиалиний работают по одному и аналогичному принципу.
Какую можно получить компенсацию от авиакомпании в случае задержки рейса:
В случае отмены рейса.
Вы не сможете получить компенсацию от авиакомпании, если вас предупредили об отмене рейса за 14 дней и более. В случае же отмены рейса менее, чем за 13 дней, но более, чем за 7 дней и предоставлении альтернативного рейса, размер вашей компенсации зависит от времени, на которое был задержан уже новый рейс:
И на конец в случае, если рейс был отменен менее, чем за неделю, а новый рейс также был задержан. Размер компенсации в этом случае не меняется, меняется только время задержки.
Авиакомпании, зарегистрированные в Российской Федерации.
Получить дополнительную компенсацию от компаний, зарегистрированных в РФ возможно, но это не так просто. За отмену рейсов компенсация законодательством не предусмотрена, вы можете лишь вернуть полную стоимость купленного авиабилета. В то же время за задержку рейса возможно получить компенсацию, согласно Закону о защите прав потребителя – 3% за каждый час простоя, от стоимости авиабилета, учитывается только тариф, дополнительно возможно получить 25% от тарифа, за каждый час простоя, статья 120 Воздушный Кодекс Российской Федерации, не более половины стоимости билета. То есть в теории за 2 часа задержки вы можете получить в сумме 56% от стоимости, точнее от тарифа (налоги и сборы аэропорта не учитываются). Звучит не плохо, но практика показывает, что без адвоката вам мало что светит, а компенсация в редких случаях сможет покрыть услуги хорошего адвоката.
Получить компенсацию от авиакомпании из Китая.
Большинство мелких авиакомпаний Китайской Народной Республики отказываются платить какие-либо компенсации. В отличие от них большие перевозчики в некоторых случаях предоставляют компенсацию в случае задержки рейса, но каждая по собственным правилам, т.к. общий закон отсутствует.
Таким образом, крупнейший перевозчик Air China готов заплатить 200 юань, около 28$ за задержку от 4-х до 8-ми часов, и 400 юань – 56$ за задержки, превышающие 8 часов.
Аналогичные компенсации предоставляет China Southern, а восточный перевозчик China Eastern готов компенсировать ваши неудобства только если рейс отменен из-за нерентабельности.
Из небольших Китайских авиалиний известно, что первая частная авиалиния OK Airlines предоставят компенсацию в размере 300 юань в случае, если рейс задержан на 8 и более часов.
В свою очередь China West Air, Urumqi Air и Spring Airlines официально заявили, что не предоставляют и не будут предоставлять компенсации.
Авиакомпании США.
В Соединенных Штатах Америки также, как и в Китае не существует закона, обязывающего авиакомпании платить компенсации. Более того, они даже не обязаны предоставлять ночлег, воду или еду, в отличие от Европейских и Российских авиалиний. В связи с этим, каждая компания действует на свое усмотрение, вот вам и демократия.
В случае отмены рейса вы естественно получите назад полную стоимость билета.
Дополнительные компенсации предоставляются только в случае овербукинга.
На что вы можете рассчитывать, если ваш рейс задержан более, чем на 2 часа.
Авиакомпания обязана предоставить вам возможность связаться с родными, бизнес партнерами и так далее, вы имеете право на два телефонных звонка, электронных письма или факса, предоставить бесплатно питьевую воду и доступ в комнату матери и ребенка, если ваше путешествие проходит с ребенком дошкольного возраста.
Более 4-х часов
Бесплатное горячее питание. В случаях более длительных задержек, питание обязаны предоставлять каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.
Более 8-ми часов
Предоставляется бесплатное размещение в отеле и трансфер. В моем случае, представитель авиакомпании сообщил, что на данный момент у компании есть в наличии только 20 свободных номеров и в приоритете будут пассажиры с детьми и пенсионеры. В связи с этим пришлось снимать жилье самостоятельно, но впоследствии все затраты были покрыты авиакомпанией. Об этом я также обязательно расскажу.
Интересно, что у компаний, зарегистрированных в Европейском Союзе, при задержке более 5-ти часов вы имеете право, на полный возврат средств, плюс компенсацию, описанную выше.
Краткое руководство и полезные советы.
Что делать, когда рейс задержан и о чем необходимо помнить.
- Внимательно слушайте представителя авиакомпании.
Информирован, значит вооружен. Вы должны быть в курсе текущей ситуации. В случае если вам предложили жилье или еду, а вы не услышали, компенсировать расходы никто не будет. Если что-то не понятно, не стесняйтесь задавать вопросы, главный здесь вы, а не авиалиния. - Настаивайте на своем.
Всегда настаивайте на предоставлении воды если рейс задержан более 2-х часов, еды более четырех и жилья более восьми (ночью шести). Выражаясь - Сохраняйте все чеки и фактуры!!
Этот пункт очень важен. Даже если рейс был отменен не по вине авиакомпании, а в результате форс-мажора, они обязаны будут оплатить вам затраты на жилье и еду, а также трансфер в отель и обратно. Чеки и инвойсы принимаются, как в электронном виде, так и просто фотографии. - Не тяните.
Несмотря на то, что в странах ЕС жалобы рассматриваются до 2-х лет после перелета, а в РФ до шести месяцев, советую не тянуть, поскольку процесс занимает много времени. - Защищайте свои права.
Если вы видите, что авиакомпания нагло вам врет или вообще не хочет с вами говорить. В СНГ обращайтесь в организацию по Защите прав потребителей своей страны, если вы гражданин ЕС, все претензии можно изложить на сайте http://apr.europa.eu, поверьте авиакомпании Европейского Союза очень боятся подобных жалоб, так, как это может сулить штрафами в десяти кратном размере. - Обратитесь к профессионалам.
Конечно лучше и выгоднее делать все самому, но, если вы очень сомневаетесь или не хватает времени, обратитесь к профессионалам. Они возьмут около 25% от вашей компенсации себе, но сделают все быстрее.
Фирмы, занимающиеся компенсациями:
Также об этом можно прочесть в статье компенсации через посредников.
Статья как нельзя кстати пришлась мне, скоро планирую перелёт совершать, очень много для себя узнал, не всё так просто как мне казалось. Спасибо за подробное описания и советы.
Все авиакомпании при своих ошибках делают всё что бы не выплачивать компенсацию за свои ляпы . Статья чётко освещает как и в каких случаях пассажир может получить компенсацию. Всё изложено максимально доходчиво . Рекомендую!
Самое главное быть в курсе ситуации и не пропустить объявлений. И следовать только им. Интересно, что в США и Китае могут запросто ни ночлега тебе не обеспечить, ни еды в случае задержки.